Выступление Председателя Центральной избирательной комиссии М.Э.Абдусаломова

Выступление

Председателя Центральной избирательной комиссии М.Э.Абдусаломова на встрече глав постоянных представительств

при ОБСЕ в г.Вене /10 октября 2019г./

 

 

Здравствуйте уважаемые Послы!

Дамы и господа!

 

Для меня огромная честь приветствовать Вас в Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан. Добро пожаловать.

 

Позвольте представить Вам своих коллег, участвующих на встрече:

- Махмуд Шухратович Истамов, мой заместитель;

- Гюльноза Абдусаттаровна Рахимова, член ЦИК;

- Шерзодхон Таджитдинович Кудратходжаев, член ЦИК.

 

Уважаемые гости,

за последнее время произошел ряд ключевых событий в избирательной системе, к которым мы долго готовились. Одним из важных и актуальных событий стало принятие в июне т.г. единого Избирательного кодекса Республики Узбекистан. Данный Кодекс объединил в один документ нормы ранее отдельно действовавших пяти законов, регулировавших отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов президента, депутатов Законодательной палаты, депутатов областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов, регламентировавших организацию деятельности Центральной избирательной комиссии, а также гарантии, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан.

 

В ходе разработки Кодекса был изучен опыт более 50 стран, в числе которых Франция, Нидерланды, Канада, Италия, Швеция, Бельгия, Польша, Албания, Россия, Беларусь, Азербайджан и другие.

 

Особо хочу подчеркнуть учёт рекомендаций миссий международных организаций по наблюдению за выборами, в том числе БДИПЧ ОБСЕ, ШОС, СНГ, Всемирной ассоциации избирательных органов, Организации исламского сотрудничества, предложений Венецианской комиссии, а также международные избирательные принципы и стандарты.

 

И я бы хотел отдельно подчеркнуть роль БДИПЧ ОБСЕ в разработке и принятии Избирательного кодекса.

 

Конечно же, как я уже упомянул выше, при разработке кодекса были учтены рекомендации миссии от БДИПЧ по выборам прошлых лет, как президентских, так и парламентских.

 

По проекту кодекса была проведена международная экспертиза. Проект был направлен на изучение в БДИПЧ, а также в Венецианскую комиссию. Отрадно отметить, что до принятия окончательного решения – заключения по проекту кодекса в сентябре прошлого года делегация в составе представителей от БДИПЧ и Венецианской комиссии посетили Узбекистан для обсуждения предварительного совместного заключения.

 

Позже, в ноябре 2018г. в г.Бухаре состоялось экспертное обсуждение проекта Избирательного кодекса с участием целого ряда международных экспертов, специалистов в избирательной сфере и, прежде всего, экспертов БДИПЧ и Венецианской комиссии.

 

А теперь я коротко остановлюсь на новшествах в кодексе. Так, в результате совершенствования избирательного законодательства:

 

Во-первых, усилена позиция политических партий.

На политической арене страны остались только политические партии, которые могут выдвигать своих кандидатов. Исключены из законодательства институты выдвижения кандидатов от инициативных групп и квотирования депутатских мест в законодательной палате для представителей Экологического движения.

 

Упразднен порядок выдвижения кандидатов в районные и городские Кенгаши народных депутатов органами самоуправления граждан;

Во-вторых, не осталась без внимания и дальнейшая защита избирательных прав граждан.

 

На избирательные комиссии возложены полномочия по рассмотрению жалоб, поступивших от физических и юридических лиц о нарушениях их избирательного права, проведению проверок по этим обращениям и дачи письменных ответов в трехдневный срок, а по обращениям, поступившим менее шести дней до выборов, либо в день голосования — незамедлительно.

 

Установлено, что избиратели вправе ставить подпись в поддержку не только одного, но и нескольких кандидатов.

 

Также, в соответствии с Избирательным кодексом исключено ограничение по участию в выборах лиц, содержащихся в местах лишения свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности, и менее тяжкие преступления;

В-третьих, хочу особо отметить усиление общественного контроля и расширения полномочий институтов гражданского общества в ходе выборов.

 

Впредь наряду с политическими партиями представители органов самоуправления граждан имеют возможность осуществлять наблюдение за выборами для усиления прозрачности и подотчетности избирательного процесса.

 

Органы самоуправления граждан, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации могут предлагать кандидатуры в члены участковой избирательной комиссии, которые обсуждаются на заседаниях районных, городских Кенгашей народных депутатов и рекомендуются для утверждения в соответствующей окружной избирательной комиссии.

 

 

Уважаемые участники встречи,

 

Отдельного внимания заслуживает внедрение современных информационных технологий в избирательную систему, которое также способствует проведению демократичных, свободных и честных выборов.

 

В настоящее время Центральной избирательной комиссией совместно с другими организациями завершается работа по созданию Информационной системы управления избирательным процессом и формированию Единого электронного списка избирателей.

 

Информационная система управления избирательным процессом предусматривает:

 

1. Автоматизацию процесса формирования Единого электронного списка избирателей путем интеграции с ведомственными информационными системами и базами данных по защищенным каналам связи;

2. Автоматизацию процесса сбора и обработки информации об избирательных округах и участках, членах их комиссий, их количественно-качественном составе и др.

3. Предоставление инструментов по распределению граждан-избирателей по избирательным участкам с возможностью корректировки списков;

4. Предоставление возможности гражданам-избирателям ознакомления с информацией, касающейся их избирательных участков, и направления запроса на изменение избирательного участка.

 

Проведено обучение 30 республиканских тренеров по работе с Информационной системой управления избирательным процессом. В настоящее время ведутся работы по обучению около 2 250 региональных тренеров, после чего планируется обучение более 34 тыс. ответственных членов избирательных комиссий.

 

Завершаются работы по вводу сведений об избирательных округах и участках, членах их комиссий.

 

С 18 сентября т.г. начато обучение представителей политических партий (по 4 ответственных сотрудника от каждой партии) по работе с Информационной системой управления избирательным процессом для дальнейшего ввода информации о кандидатах на выборные должности.

 

В части формирования Единого электронного списка избирателей ведутся работы по распределению избирателей по избирательным участкам и внесению соответствующей информации в Информационную систему управления избирательным процессом (ИСУИП). По состоянию на 1 октября т.г. со стороны Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций в ИСУИП внесено более 20,5 млн. граждан.

 

На Парламентских выборах в декабре текущего года в Узбекистане планируется применение следующих технологий:

 

1. Электронная база данных избирательных округов и участков, членов их комиссий с последующей публикацией этих сведений на официальном веб-сайте ЦИК;

2. Электронная база данных кандидатов в депутаты всех уровней;

 

 

3. Интерактивная карта избирательных округов и участков

 

4. Единый электронный список избирателей

5. Официальный веб-сайт и социальные сети, как источник информации о ходе проведения выборов.

 

 

Уважаемые Послы,

теперь я хотел бы вас проинформировать о наиболее важных организационных мероприятиях по подготовке проведения предстоящих выборов.

 

9-11 июля 2019 г. Узбекистан посетила Миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ.

 

Как вам известно цель подобной миссии - оценка предвыборной обстановки и хода подготовки к предстоящим выборам.

Необходимо отметить, что ранее в 2009, 2014, 2015 гг. на выборы в Узбекистан от БДИПЧ направлялись ограниченные миссии. Полномасштабная миссия в составе 193 чел. впервые была направлена на выборы в 2016 году.

 

Так, вот. По итогам работы Миссия по изучению потребностей выдвинула предложение направить на предстоящие выборы в Узбекистан полномасштабную миссию, включая основную группу (10-20 чел.), 30 долгосрочных (за 6-8 недель до выборов), а также 250 краткосрочных (день выборов) наблюдателей. Всего - порядка 300 чел.

 

Предстоящие выборы рассматриваются БДИПЧ ОБСЕ как важное политическое событие на пути перехода страны к демократии:

1. В отчёте отдельно подчеркивается, что выборы пройдут при значительном обновленном законодательстве о выборах:

2. Положительно рассматривается выполнение Узбекистаном ряда рекомендаций ОБСЕ, о которых я упомянул выше;

3. Полностью поддерживается принятие Избирательного кодекса и его экспертиза со стороны БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии.

И теперь о некоторых других мероприятиях:

10.10.2019 72